База данных по состоянию скульптурных памятников Санкт-Петербурга

Бетанкуру Августину Августиновичу (1758-1824)

Биография:

Августин – Хосе Педродель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкури Молина. Генерал-Лейтенант (с 1809),инженер-строитель, механик.
Родился на острове Тенерифе (испанская колония). Из старинного дворянского рода. Сын подполковника Августино де Бетанкур де Кастро и Леоноры де Молина и Брионес.
Начальное образование получил в семье. Продолжил обучение в Мадриде. Поступил на испанскую службу в 1777. В 1780 окончил Королевское училище Святого Исидора, параллельно учился рисованию в Академии изящных искусств (Мадрид). В 1780 – х гг. учился в Париже, во второй половине 80-х гг. совершенствовался в инженерном деле в Англии, где и начал свою деятельность. Состоял (1790-е гг.) директором королевского кабинета машин, членом совета финансов, интендантом армии, главным директором почт, инспектором корпуса инженеров дорог и мостов.
В 1807-1808 гг. жил в Париже, опубликовал там несколько научных работ, с 1809 – член-корреспондент Парижской АН.
Как известный инженер представлен императору Александру I (Эрфурт,1808) и в этом же году принят на службу в России с зачислением в свиту Е.И.В., произведен в генерал-майоры (1808) и в генерал – лейтенанты по ведомству путей сообщения (1809).
Бетанкур много сделал в организации инженерного образования в России. По его проекту открыт (1810) Институт корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, где он читал лекции до конца жизни, созданы Военно-строительная и Кондукторская школы (1819), где готовили специалистов для ведомства путей сообщения.
А. Бетанкур сам спроецировал и руководил осуществлением проектов: реконструкции Тульского оружейного завода, Вышневолоцкой, Мариинской водных систем (1809), строительством на Ижорском заводе первой землечерпалки для углубления акватории Кронштадского порта (1810), постройкой литейно-пушечного завода в Казани (1812), здания Экспедиции заготовления государственных бумаг в Санкт-Петербурге и его окрестностях, в том числе Каменоостровского (Бетанкурова) моста (1813). Учавствовал в проектировании и строительстве крупнейшей в России шоссейной дороги «Санкт-Петербург-Новгород - Москва» (1818-1822). Принимал участие в строительстве Исаакиевского собора.
В 1816 г. Бетанкур организовал и возглавил Комитет строений и гидравлических работ, с 1819г. – главный директор Главного управления путей сообщения (до 1822). Удостоен практически всех Российских наград до ордена Святого Александра Невского (1811). С февраля 1824 в отставке. По свидетельству современников А. Бетанкур был человеком благожелательным, разносторонне образованным, с аристократическими манерами. Имел много врагов, но пользовался неизменной поддержкой Александра I.
С 1790 в браке с Анной Журдан (ск.1853). Имел троих дочерей и сына, Альфонса Августовича (1805-1875), дослужившегося до генерал-лейтенанта.
Скончался в возрасте 66 лет и похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. В 1979г. прах и памятник были перенесены в Некрополь

Номер: 1074

Год создания: 1820
Скульптор- О. Монферран
Архитектор- Неизвестен

Материал: колонна увенчанная фрагментом композитного архитрава с урной на вершине – чугун, поребрик – розовый средне,- крупнозернистый гранит, надгробная плита – серый мелкозернистый гранит.

Местонахождение: у западной стены Некрополя, вдоль Бетанкуровской дорожки

Карта

Памятник Бетанкуру Августину Августиновичу (1758-1824) на карте

Реставрационные / консервационные работы

1985гг.-.- реставрация и установка надгробного памятника А. Бетанкура из чугуна.

1986г. Сентябрьг.- - реконструкция участка у памятника А. Бетанкуру

29 июня 1998г.- г.-установлены после реставрации медальоны с текстом.

14 сент.1999г.г.- – установка кованной металлической ограды, состоящей из 8 звеньев на столбиках, с вензелем в венке на лицевом звене, установлена на поребрик из полированного серого гранита.

Общий вид памятника с восточной стороны
Общий вид памятника с восточной стороны
Общий вид памятника с восточной стороны
Общий вид памятника с восточной стороны
Общий вид памятника с восточной стороны
Общий вид памятника с восточной стороны

Результаты материаловедческих экспертиз

июль 2007

Формы разрушения

Трещины, атмосферные загрязнения на сером граните.
Трещины, атмосферные загрязнения на сером граните.
Атмосферные грязевые загрязнения на розовом граните.
Атмосферные грязевые загрязнения на розовом граните.

Карты форм разрушения

Результаты квалиметрической экспертизы

Оценка состояния розового гранита

Морфологические характеристики

Локальный показатель Значение(5-бальная шкала) Примечания
отшелушивание

1
огрубление поверхности из-за выкрашивания
2
углубления и впадины из-за выкрашивания:
2
выбоины и сколы неизвестного происхождения
2
отслаивание горной породы
1
отслаивание первичной гипсовой корки вместе с мрамором
1
отслаивание вторичной гипсовой корки вместе с мрамором
1
первичная гипсовая корка
1
вторичная гипсовая корка
1
грибы

3
водоросли

2
лишайники
2
мхи
2
помет птиц
2
атмосферные грязевые отложения

3
антропогенные загрязнения
1
трещины

2
деформации
1

Функциональные характеристики

Локальный показатель Значение(5-бальная шкала) Примечания
Степень разрушения:12%

Оценка состояния серого гранита

Морфологические характеристики

Локальный показатель Значение(5-бальная шкала) Примечания
отшелушивание

2
огрубление поверхности из-за выкрашивания
1
углубления и впадины из-за выкрашивания:
1
выбоины и сколы неизвестного происхождения
2
отслаивание горной породы
1
отслаивание первичной гипсовой корки вместе с мрамором
1
отслаивание вторичной гипсовой корки вместе с мрамором
1
первичная гипсовая корка
1
вторичная гипсовая корка
1
грибы

2
водоросли

1
лишайники
1
мхи
1
помет птиц
2
атмосферные грязевые отложения

2
антропогенные загрязнения
1
трещины

3
деформации
1

Функциональные характеристики

Локальный показатель Значение(5-бальная шкала) Примечания
Степень разрушения:10%

Результаты лабораторных исследований

Характеристика образцов

Методы исследования



Заключение

Памятник находится в хорошем состоянии. Рекомендуется периодически проводить очистку памятника от грязи и биологического налета.